Сенсомоторная недостаточность

Сенсорная интеграция — одна из важных функций нервной системы. Нарушения сенсорной интеграции приводят к различным задержкам психического и речевого развития. Сенсорная недостаточность у детей может проявляться по-разному, не обязательно как аутоподобное поведение, это может быть чрезмерная реакция на какие-то стимулы. Например, ребёнок не любит(пугается) чёрного цвета, плачет, когда мама в чёрном. Либо, наоборот, реагирует на яркий свет, закрывает глаза и затыкает уши от, казалось бы, негромких звуков музыки. Кто-то часами может перебирать сыпучие материалы(крупа, песок, фасоль, мелкие камушки). А кто-то панически боится прикасаться к крему, желе, пластилину, пальчиковым краскам, потому что это вызывает отвращение. Или отказывается пробовать новые продукты, предпочитая питаться только очень ограниченным кругом вариантов.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

Проприоцептивная дисфункция

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Основные принципы

Основная задача сенсорно-интеграционной терапии — стимуляция двигательной, вестибулярной систем, мышц, кожи, суставов. Работа терапевта, дефектолога, невролога строится на определенных принципах: Лечение расстройств сенсорной интеграции проводится в игровой форме. Курс терапии выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него. Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит. Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи. Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.

Оборудование

Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем.

  • Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.
  • Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.
  • Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойств
  • Емкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.
  • Водяной матрац: влияет на кинестетические ощущения, воображение, снимает мышечный тонус.
  • Бизиборды: развивают воображение, моторику.
  • Утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта.

Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. К примеру, известен факт, что у пианистов зоны мозга, отвечающие за моторику пальцев развиты гораздо сильнее, чем у людей других профессий.

Сенсорная недостаточность коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  • ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг
  • развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)
  • формируется правильное взаимодействие рук и ног
  • развивается слуховое и зрительное внимание
  • ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Нужна помощь или консультация?
Не откладывайте с решением!

+7 (915) 203-17-73

+7 (915) 286-99-14

Наши специалисты