Дело в том, что задержка речи, как и задержка других реакций и функций мозга и нервной системы, происходит с самого рождения, если изначально у ребенка есть нарушения нервной деятельности (частая история с недоношенными детьми и малышами с родовыми травмами). Чтобы ребёнок, заговорил, он должен иметь представление, о чем он говорит. То есть у него должно быть адекватно развито восприятие зрительное, слуховое, тактильное. И он должен осознавать, что он видит слышит и к чему прикасается. Поэтому важен комплексный подход к развитию малыша как можно раньше.
Дети от рождения просто заточены на развитие, организм активно и с благодарностью реагирует на любые манипуляции, способные помочь ему функционировать нормально. Просто не теряйте это время, потому что все процессы должны идти синхронно, как это заложено в нас биологически.
Чтобы научиться стимулировать ребёнка к занятиям , надо научиться быть педагогом и понимать своего ребенка. Научитесь организовывать занятие. Правильная игровая форма проведения занятия, продолжительность занятия, это ключ к успеху. У каждого задания есть цель, каждое задание направлено на результат, каждая результативная деятельность состоит из простых действий, а действия из операций. Какие игрушки купить, как их предлагать, как часто, в какой последовательности, и сколько по времени.
При псевдобульбарном синдроме обязательно нужен логомассаж. При нарушении жевания, при атрофии скульных мышц, при сниженном тонусе артикуляционного аппарата, нарушении иннервации языка разной степени тяжести тоже нужен логомассаж. Грамотный логопедический массаж поможет адаптировать периферию к правильному произношению и лучшей подвижности активных органов артикуляционного аппарата. Если идёт отставание в появлении зубов, логомассаж может способствовать их появлению особенно у детей с высоким тонусом мышц шейного отдела.
Речь обычного среднестатистического ребёнка не нужно запускать специально, она придёт в своё время, если для этого есть предпосылки. У каждого ребёнка она придёт в свой промежуток времени в среднем в период от 1,8 лет до 2,6 лет, иногда до 3х лет. Если говорить о ребёнке с особенностями в развитии, то лучше обратиться к специалисту пройти диагностику, разработать индивидуальную программу развития, направленную на развитие всех психических функций, а не только речи. Диагностика выявит актуальные возможности ребёнка, бывает, что отсутствуют основные предпосылки для развития как пассивной, так и активной речи.
Искажая звукослоговую структуру слова, ребенок пропускает слоги, меняет их местами, заменяет одни звуки – другими, недоговаривает окончания слов. При этом самим родителям приходится прилагать усилия для того, чтобы понять, что хочет сказать ребенок. Внимательные родители учатся понимать просьбы ребенка, которые он выражает одним и тем же звуковым сочетанием, но заходят в тупик, когда ребенок настойчиво повторяет новую просьбу, выраженную незнакомым родителям звукокомплексом.
Малыш может начать капризничать или плакать, столкнувшись с тем, что вы не понимаете его. Он может кусать или бить детей, которые не хотят понимать его или играть с ним. Чем больше непонимание окружающих, тем резче возрастают негативизм и капризы ребенка. Такая ситуация не может не вызывать вашего беспокойства. В основе лежит сложное речевое нарушение, которое требует помощи специалистов. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее вы найдете способы улучшить речь ребенка и дать ему возможность полноценно общаться с окружающими.